Несмотря на то, что предусмотренные Министерством транспорта законодательные изменения повлияют на всех занятых в транзитной отрасли коммерсантов, обсуждений с пользователями порта и представляющими их организациями до сих пор не было, сообщил член правления Балтийской ассоциации — транспорт и логистика (БАТЛ) Иварс Ландманис.
Он указал, что запланированные изменения к закону «О портах» предоставят управляющим портами права на ведение коммерческой деятельности, что негативно отразится на предпринимательской и инвестиционной среде в Вентспилсском и Рижском портах.
В письме член правления БАТЛ отмечает, что предложенные поправки к закону «О портах» поспешны и не должны продвигаться далее, поскольку они полностью изменят управление крупными латвийскими портами, в котором до сих пор не до конца ясную роль играет самоуправление, на территории которого осуществляется хозяйственная деятельность. При этом нет ни малейшей синергии с пользователями портов.
Кроме того, Ландманис подчеркивает, что управления портами перенимают услуги, которые может предоставить рынок, в связи с чем, выталкивая частных поставщиков услуг, нарушаются принципы свободной и честной конкуренции.
Законопроект предусматривает прямое вмешательство в рынок буксировщиков, тем самым выталкивая частных поставщиков услуг с данного сегмента рынка, сообщает Ландманис.
«Это угроза иностранным инвестициям в Латвии».
Вопреки публичным утверждениям Министерства транспорта, у БАТЛ как у представителя пользователей порта нет ответов на то, как эти поправки помогут улучшить ситуацию в транзитной отрасли, как они обеспечат равные условия конкуренции между крупными латвийскими портами, а также повысят ли они низкую конкурентоспособность по сравнению с портами соседних стран, подчеркивается в официальном письме.
БАТЛ также отмечает, что законопроект не предусматривает никакого механизма для сотрудничества с пользователями портов (с теми, кто привлекает в порты грузы), будто бы они не являются частью порта.
Следует отметить, что БАТЛ обеспечивает 50% всего объема переваленных грузов в Вентспилсском порту. Общий средний оборот членов ассоциации за год составляет свыше 145 млн евро. Ежегодно в виде налогов они уплачивают более 12 млн евро и трудоустраивают более 1 000 человек.
Если закон предоставит портам права самим оказывать услуги и вести коммерческую деятельность, получив статус государственного коммерческого предприятия, тогда, по словам Ландманиса, в первую очередь, в работе портов потенциально будет создано государственное монопольное положение.
Ландманис пояснил, что портам как коммерческим обществам эти законодательные поправки напрямую позволят самим осуществлять соответствующую коммерческую деятельность.
«При совершении портовыми обществами капитала как публичных, так и частных функций может образоваться монополия соответствующих услуг. Подобно тому, как это стало с ГАО Latvijas dzelzceļš, где часть услуг передана дочерней компании АО LDz Cargo, которая в свою очередь далее предоставляет их как эксклюзивные услуги клиентам, на рынке, на котором им самим приходится конкурировать», — пояснил Ландманис.
Во-вторых, порты как стратегические государственные объекты не только в экономической, но и в сфере безопасности должны оставаться субъектами публичного права. В противном случае интересы государства в этих отраслях окажутся под угрозой, отмечает БАТЛ.
Кроме того, представитель БАТЛ подчеркивает, что несмотря на то, что это повлияет на всех задействованных в транзитной отрасли коммерсантов, обсуждения в пользователями порта и представляющими их организациями до сих пор не было. И даже после разработки законопроекта он не был отправлен на оценку БАТЛ как отраслевой ассоциации для выражения предложений.
В письме также отмечается, что в целом БАТЛ поддерживает инициативу об улучшении работы крупных портов за счет внедрения принципов хорошего управления, при которых будет обеспечиваться эффективное использование ресурсов, политическая независимость, однако
главной самоцелью не должно становиться оказание коммерческих услуг и получение прибыли, которые негативно повлияют на инвестиционную среду и на конкурентоспособность транзитного коридора, подчеркнул Ландманис.